Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего

вторник, марта 08, 2011

Может ли быть велосипед настоящей современной боевой техникой? Ещё как может!

«Велосипед в переводе с латыни — быстроног. «Велосипед (из фр. vélocipède, от лат. velox — быстрый и pedes — ноги) — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали.»Википедия.

А где важнее всего быстрые ноги, как не на войне? Где от быстроты зависит не только результат, но и сама человеческая жизнь?

Самая длинная история использования велосипеда в качестве штатной военной техники в армии США (1889 г. – наше время), в Швеции велик сняли с «вооружения» в 2001 г, в Швейцарии в 2003-м.

Итак, немного истории. Как средство связи, передачи приказов между пехотными подразделениями велосипедистов применила французская армия на маневрах 1886 г. Первыми применили велосипед в качестве боевой техники (для транспортировки людей и грузов)американские солдаты во время Испано-Американской войны на Кубе в 1889 г. Далее их примеру последовали англичане, создав во время Англо-Бурской войны (1889-1902 гг.) регулярные велоподразделения.

Велосипед обладал некоторыми преимуществами перед лошадью, которая в те времена была основной «военной техникой».
1. Велик не требовал корма и воды (а так же бензина и всякого масла, как например, мотоцикл или автомобиль).
2. Его легко было перенести на себе, просто «на горбу».
3. Велик бездушен, «не боится» выстрелов и разрывов снарядов.
4. Не издавал посторонних звуков.
5. Простота в эксплуатации – просто сел и поехал.

Первым применением велика в войсках была связь. Приказы, распоряжения, пакеты и письма во времена, когда ещё не было радиосвязи. Совсем не было.


Далее велосипед стали применять для разведки, подвоза продуктов, медикаментов и боеприпасов, транспортировки вооружения по разбитым дорогам или вообще бездорожью.

Именно в те годы были разработаны несколько конструкций боевых велосипедов.

Первыми конструкцию боевого складного велосипеда разработал Капитан французской гвардии Жерар. Фирма Peugeot (Пежо), выпускавшая данный велосипед так и назвала его «капитан Жерар». Конструкция получилась настолько удачной, что использовалась во французской армии несколько десятилетий. Поставлялся такой велосипед и в русскую императорскую армию. Велосипед переносился бойцом в сложенном состоянии на спине как армейский ран¬ец, мог вести огонь из любого оружия и вести стрельбу не только стоя, с колена и лёжа. В случае необходимости велосипед доставался из ранца, собирался и на хорошей дороге развивал скорость до 30 км в час.

В Российской императорской армии самостоятельная велосипедная команда была создана в 1897 году. С 1916 году заводы в Москве и Харькове производили армейские складные велосипеды под названием «Дукс Боевой».


После первой мировой войны велоподразделения были во всех основных армиях мира. А вот к началу второй мировой войны в Советском Союзе от них отказались, как от «неперспективных». А зря! Вторая мировая подтвердила высокую эффективность парашютных, разведывательных и пехотных подразделений, оснащённых «боевыми» велосипедами.

Несколько исторических фактов.

Во время осады Сингапура японской армией 20 000 (двадцать тысяч) велосипедистов по джунглям, считавшимися до этого непроходимыми зашли в тыл английскому гарнизону и, после недолгой осады, вынудили сдать город без боя.

Во время захвата немцами Моонзундского архипелага на Балтике решающую роль сыграли немецкие велосипедисты-самокатчики: они настолько быстро захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, что гарнизоны островных фортов не смогли получить подкрепление и были уничтожены.

В 1942 г, в ночь с 27 на 28 февраля в примерно в 20 км. около новейшей немецкой радиолокационной станции была выброшена группа английских парашютистов, которые на велосипедах доехали до станции, перебили охрану, и, забрав секретные компоненты РЛС, незаметно преодолели 12 км. до побережья, где их ждала подводная лодка.

Во время войны немецкая армия проводила конфискацию велосипедов во всех оккупированных странах. Больше всего от этой «реквизиции» пострадала Голландия.

Мобильные велосипедные подразделения немецкой армии имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Оружие, боеприпасы и амуниция
крепилось к раме специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась на подрамных и задних багажниках, шинель-скатка и каска крепилась к рулю.


В конце войны, особенно при обороне Берлина велосипед применялся как… противотанковое орудие. На раму крепилось два фауст-патрона, в седло сажался солдат-камикадзе (обычно подросток из гитлерюгента,) и посылался туда, где шли русские танки. Ущерб, причинённый такими «велоснарядами» советской бронетехнике был довольно значительным.

После второй мировой войны велосипед служил во многих армиях ещё довольно долго, но прогресс моторизированной и автотехники постепенно свёл на нет все преимущества велосипеда.

Но не совсем…

После длительного перерыва, американское командование в начале 90-х годов (после операции «Буря в пустыне») приняло решение оснастить велосипедами подразделения морской пехоты и парашютные десантно-штурмовые группы. Самые что ни на есть воюющие подразделения, которым жизненно необходимы как скрытность, так и скорость передвижения по труднопроходимой местности. Для морпехов был сконструирован велик на электрическом ходу с педальной зарядкой (сел аккумулятор – едешь на педалях), а для десантников просто складной велосипед. 
Затем  велосипедами стали оснащать  технический персонал военных аэродромов для быстрой "доставки" техника в любую точку аэродрома при нештатных ситуациях.

Такую военную технику сегодня производит для американской армии фирма Montague. Сам велосипед называется Montague Paratrooper (trooper - наёмный солдат французкой армии). Поставляется в войска с 1997 г. Последняя версия Paratrooper — это 24-скоростной складной горный велосипед, способный нести на себе 227 кг. груза. Переводится из сложенного положения в транспортное и наоборот менее чем за 30 секунд без какого-либо инструмента.


Сделан Paratrooper из авиационного дюралюминия и покрыт пятислойным антикоррозийным покрытием. Защищен от всяких атмосферных и механических воздействий внешней среды.

Легко складывается в ранец-кофр,


который можно скидывать на парашюте отдельно или прикреплять к воину-десантнику.


Кроме солдат-парашютистов этим велосипедом заинтересовались морская полиция, которая оснащает такими велобайками патрульные катера. Выпускается и гражданская версия, которую ценят за компактность, простоту и прочность. Её удобно возить в лифте, багажнике автомобиля и даже, если понадобится, переносить на себе.

Вот такой сегодня боевой велосипед, помогающий эффективно решать самые сложные боевые задачи.

Просто велосипед.

Как говорится, мал золотник, да дорог.

И пока не может заменить его никакая даже супер-пупер военная техника.

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com/

Фотографии  взяты с сайтов
http://www.nasumskom.ru/
http://pedaldraft.com.ua/

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью

http://war-art-smeet.blogspot.com/2011/03/blog-post.html 

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: smeet007@bk.ru

PS Прошу посетить мой новый проект

"Библиотека созидателя богатства."
 
Буду благодарен за любые замечания и предложения.

среда, марта 02, 2011

Самый распространённый в мире пистолетный патрон 9*19 мм. Неужели образца 1902 г.?

«Si vis pacem, para bellum».
(В переводе с латыни:
 «Хочешь мира – готовься к войне».)

История самого распространённого на планете земля пистолетного патрона интересна не менее, чем история оружия, для которого его создавали. Я уже писал о пистолете «Парабеллум» в статье «Парабеллум. Старый пистолет или современный патрон?»  Закончилась эта статья такими словами: «Вот так и закатилась звезда легендарного «Парабеллума». А вот удачный патрон продолжал победное шествие по планете. И стал самым массовым пистолетным патроном в наше время. Но это уже другая история…»

Тем, кто не читал статью про пистолет, напомню вкратце историю создания данного боеприпаса.

Началась она ещё в позапрошлом веке.

«Прадедом» знаменитого автоматического пистолета «Парабеллум» был пистолет немецкого оружейника Хуго Борхардта, который назывался «K-93» (Конструкция 1893 года). Этот пистолет использовал в качестве боеприпаса оригинальный патрон бутылочной формы калибра 7, 65 мм и диаметром цилиндрической части 9 мм. Запомним последнюю цифру.

Конструкция автоматического пистолета «К-93» получилась удачной, но материалоёмкой, трудоёмкой и дорогостоящей. Кроме того, уникальный бутылочный патрон тоже был во-первых, очень сложен в производстве, во-вторых просто дорог.

В результате нескольких модернизаций (стараниями талантливого немецкого инженера и коммерсанта Отто Люгера) в 1902 г. пистолет «К-93» превратился в легендарный «Парабеллум», а от бутылочного патрона, для повышения мощности пистолета и снижения себестоимости производства отрезали «горлышко». Назвали патрон так же, как и пистолет. «Парабеллум»
— «готовься к войне».

Так и получился новый для своего времени патрон 9х19 мм PARA (Парабеллум).

В 1904 г.г принят на вооружение флота Германии, в 1908 г.г – на вооружение армии Германии. Далее начал триумфальное шествие по всему миру. С пистолетами «Парабеллум» этот патрон попадает в страны, которые закупали для своих армий немецкие пистолеты. Европейские страны, Россия и даже Бразилия.

Сначала пуля патрона для пистолета «Парабеллум» имела форму усечённого конуса с выемкой внутри.


1 - пуля;
2 - гильза;
3 - заряд пороха;
4 - капсуль.

В 1915 г. её заменили на простую пулю с оживальной головной частью. С 1917 г. пулю и гильзу начали покрывать водонепроницаемым лаком. С тех пор стандартный патрон 9х19 мм практически не изменился.

Высокие баллистические характеристики боеприпаса и простота производства, проверенные второй мировой войной сделали его де-факто самым распространенным патроном для пистолетов-пулемётов. Таким он остаётся и в наше супертехнологическое время.

Тактико-технические характеристики.

Калибр, мм 9.
Начальная скорость пули, м/с 410-435.
Дульная энергия пули, Дж 485-505.
Длина патрона, мм 29,7.
Длина гильзы, мм 19,15.
Вес патрона, г 7,2-12,5.
Вес пули, г 5,8-10,2.
Вес стандартной пули, г 7.5-8.
Вес высокоскоростной пули, г 2,9.
Вес порохового заряда, г 0,36.
Источник: Википедия

В наше время патрон 9х19 мм PARA («Парабеллум» или «Люгер» по фамилии конструктора) выпускается практически во всех странах мира, которые выпускают боеприпасы вообще, в том числе и в России. Кстати, часто первое название обычно относится к боевым патронам 9х19 мм NATO, а второе к боеприпасам для гражданского рынка.

Сегодня название 9х19 мм PARA указывает лишь на геометрические размеры патрона,


различных же модификаций этого боеприпаса в мире выпускается более двух тысяч.

Гильзы патрона бывают стальные, латунные, биметаллические, пластиковые.
Пуля может быть любого типа, включая пластиковую. Пуля общего назначения – оболочечная со свинцовым сердечником, весом 7,5 или 8 гр., оболочка пули биметаллическая или стальная, плакированная томпаком.

А вообще пули бываю самых разных форм, сделаны из самых различных материалов. Пуля, как и в целом патрон, может быть применена для решения своих, иногда очень специфических задач. Так финские «полицейские пули» КРО представляют собой свинцовый «пузырь» с пустотой внутри. Попадая в человека, такая пуля сминается, «выводя из строя» человека болевым шоком, но не причиняя тяжёлых телесных повреждений. Бывают наоборот, бронебойные пули с сердечником из закалённой стали в форме «шурупа», который не просто тупо пробивает, а вкручивается в сталь или бронежилет, проникая гораздо дальше, чем просто острая «железяка».

Классификаций патронов 9х19 мм тоже довольно много, самая распространённая по дульной энергии пули. Для европейского рынка стандартом считается 450 Дж., всё, что выше 550 Дж. считается сильным (для военных), всё, что ниже 400 Дж. «слабым», для решения специальных задач. Для американского рынка стандартом считается энергия 300-400 Дж., такие патроны обозначаются как «Люгер», всё что идёт выше 450 Дж. считается «спецназначением» и обозначается как «Парабеллум».

Ну и есть вообще экзотические патроны 9х19 мм с трассирующими пулями, предназначенные для учебных стрельб из противотанковых гранатометов Armbrust и Miniman, оснащенных специальными стволами-вкладышами.

И ещё одно интересное наблюдение. Все пистолеты под патрон 9х19, выпускающиеся для военных имеют сцепленный затвор (самый большой ресурс), для полиции – полусцеплённый, для гражданского рынка не редкость и свободный затвор, имеющий очень малый ресурс. Причина чисто экономическая, в качестве боеприпасов и ресурса оружия (количество выстрелов, до разрушения механизма). Военный ствол должен надёжно выстрелить несколько тысяч раз практически без перерыва, полицейский ствол рассчитан примерно на сто-двести выстрелов в год, гражданский ещё меньше. Плюс качество боеприпасов. Стандартный гражданский пользователь выбирает для стрельбы самые лучшие из стандартных или ослабленных боеприпасов (военные патроны в гражданскую торговую сеть обычно не попадают), поставщики у полиции достаточно солидные и проверенные. А вот запасы для военного оружия на случай войны делаются по принципу, чтоб помощней, попроще и подешевле. Поэтому в любой инструкции к гражданскому пистолету, даже тому, который рассчитан и под боеприпасы военного образца (например «Glock-17»), производитель делать этого очень не рекомендует.

Новые, современные российские пистолеты (пистолет Грязева-Шипунова «ГШ-18» и пистолет Ярыгина «ПЯ») изначально конструировались под патрон 9х19 мм. «Стандартные» патроны 9х19 мм в России производятся: тульским «ТПЗ», Ульяновским машиностроительным заводом, барнаульским заводом «БАРС».

Кстати, распространённый в мире пистолетный патрон 9х19 мм «Парабеллум» никогда не переводится в дюймовую систему. Он всегда 9х19 мм «Парабеллум».

Патрон, который своим названием напоминает известную истину: «Хочешь мира, готовься к войне!»

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com/

Фотографии взяты с сайта "ru.wikipedia.org"

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью

http://war-art-smeet.blogspot.com/2011/02/1911-030.html 

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: smeet007@bk.ru

PS Прошу посетить мой новый проект

"Библиотека созидателя богатства."
 
Буду благодарен за любые замечания и предложения.

Уважаемые читатели,

если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.



Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.


Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил