Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего

четверг, августа 16, 2007

Что нам известно о ниндзя и нидзюцу? Часть первая. Страницы истории.




Нет таких задач, которые нельзя поручить шпионам.
Сунь-Цзы, «Искусство войны».


Иероглиф «нин», в другом прочтении «синобу» означает:
1. выносить, терпеть, сносить;
2. прятаться, скрываться, делать что-то украдкой.
Иероглиф «дзя», в другом прочтении «моно» означает:
1. тайное проникновение;
2. кража;
3. шпионаж.

Вот, что говорится о ниндзя в «Басэн сюкай» - древней японской энциклопедии ниндзюцу.
«Синоби выполняет разные тайные задания… Нет таких заданий, которые им бы не поручали…». Ниндзя были поистине универсальными солдатами, которые могли делать практически всё.

Немного истории. На Западе интерес к средневековым японским шпионам начался… 3 августа 1964 года с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик». В ней автор представлял одного из мастеров нинзюцу Фудзиту Сэйко. Именно с этого дня и пошла по Западу ниндзямания – повальное увлечение искусством «воинов-теней», нашедшей выход в многочисленных фильмах, романах, и даже научных исследованиях этого феномена японской военной культуры. Спрос, как известно, рождает предложение.

Даже история этого феномена превратилась в довольно кассовый жанр.

А как же всё было на самом деле?

До настоящего времени сохранилось примерно 50 (всего 50!) исторических документов по истории, философии, стратегии, тактике и системе подготовки японских средневековых бойцов – шпионов. Самые известные из них – десятитомная энциклопедия искусства ниндзюцу «Басэн сюкай» (этой книги дзёнин организации ниндзя из Ига Фудзибаяси Ясутакэ) и трактат «Сёники».

Так кто же такие ниндзя?

Первое упоминание о воинах-шпионах и их коварных выходках, несгибаемой доблести и сверхчеловеческих возможностях встречаются уже в первом японском письменном источнике «Кодзики» (Записки седой древности), датируемой 712 годом нашей эры.

Как целостная система искусство ниндзюцу сложилось примерно к началу XVII века.
«Басэн сюкай» определяет ниндзюцу как целостную систему, разделённую на:
1. «Енин» (светлое ниндзюцу) – сбор, обработка, доставка по назначению различной тайной информации, организация шпионских сетей и вербовка агентов и общие вопросы стратегии.
2. «Иннин» - тёмное ниндзюцу, конкретные боевые приёмы. Приёмы проникновения в помещения и вражеские лагеря, слежка и прослушивания, чёрная магия и многие другие именно практические приёмы и методы.

Во главе семейного клана стоял дзенин. У него были два или три помощника – рю. Рю руководили тюнинами, которые и давали задания рядовым исполнителям – гэнинам. Именно гэнин сформировал тот образ, что возникает при слове ниндзя в нашей голове.

Такая продуманная и теоретически проработанная система шпионажа конечно же не могла родиться в одночасье. Корни этого феномена теряются в седой древности.

Некоторые японские источники указывают, что основателями искусства нинзюцу были странствующие монахи сэхои, по легенде именно они создали одну из самых знаменитых школ ниндзюцу Нэгорэ-рю.

Но, всё-таки, большинство исследователей отмечают, что по всей вероятности предшественниками ниндзя были горные отшельники ямабуси (странствующие отшельники). Мало кто из стражников отважится остановить и обыскать монаха, который может проклясть весь его род до седьмого колена. Кроме того, ямабуси владели уникальной системой психологической подготовки сюгендо (сверхёстестественного могущества), что и стало потом основой физической и психологической подготовки воинов-теней.

Однако другие исследователи полагают, что без заимствований со стороны – из Китая и Кореи – ниндзюцу вряд ли достигло бы своего, по тем временам поистине фантастического, уровня развития. Они указывают на другую замечательную черту психологии японского народа – способность к активному усвоению достижений других народов.

Вот, что пишет один из немногочисленных российских исследований этого феномена Алексей Горбылёв в своей книге «Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу.»

«I период продолжался со времен доисторических до начала периода Нара (710 784). Это период первичного накопления знаний в области разведки и диверсионной войны и их первой письменной фиксации. В это время в Японию из Китая был привезен трактат «Сунь цзы», заложивший основу теории шпионажа, проникла буддийская магия, ставшая впоследствии одним из важнейших методов психологической подготовки лазутчика.

II период по временным рамкам в основном совпадает с периодом Нара (710 784). Он характеризовался возникновением в среде отшельников ямабуси искусства партизанской войны, включавшего в себя приемы маскировки и рукопашного боя.

III период охватывает время от начала периода Хэйан (794 1192) до войны Гэмпэй (1180 1185), он ознаменовался возникновением военного сословия самураев, укреплением религиозных объединений и появлением монахов воинов, зарождением в среде разбойников прообраза агентурных сетей.

IV период охватывает войну Гэмпэй (1180 1185) и первые годы сёгуната Минамото (1192 1333). Согласно традиции, в это время нин дзюцу впервые было выделено в особую отрасль военной науки, появились первые профессиональные разведчики.

V период, совпадающий по времени с Камакурским сёгунатом 1192 1333), характеризовался мощным влиянием на искусство шпионажа со стороны дзэн буддизма.

VI период охватывает реставрацию Кэмму (1333 1336), период Намбоку тё (1336 1392) и далее до начала эпохи Сэнгоку дзидай (1467 1573). В это время впервые создаются агентурные сети, возникают первые школы воинского искусства.

VII этап, совпадающий с эпохой Сэнгоку дзидай (1467 1573), ознаменовался широчайшим использованием шпионов враждующими феодалами, складыванием крупнейших школ Ига рю и Кога рю.

VIII период – это время первых объединителей Японии – Оды Нобунаги (1573 1582) и Тоётоми Хидэёси (1583 1598), проводивших политику «собирания» страны путем подавления всех непослушных элементов – буддийских монастырей, мелкофеодальных кланов, в том числе тех, которые занимались нин дзюцу. Эта политика вылилась в поход армии Оды на провинцию Ига и разгром большинства кланов ниндзя.

IX период – время борьбы за власть в стране Токугавы Иэясу (1598 1615). Иэясу хорошо понимал и высоко ценил возможности ниндзя и создал лучшую по тем временам службу шпионажа.

X период – мирное время правления сёгунов династии Токугава (1615 1867). В Японии создается колоссальный полицейский аппарат, использующий в качестве тайных агентов бывших ниндзя. Начиная со второй половины XVII века, нин дзюцу, не находя применения в войнах, приходит в упадок.

XI период начинается с революции Мэйдзи (1868) и завершается поражением Японии во Второй мировой войне (1945). В это время на основе нин дзюцу и европейских разработок в области шпионажа возникает и используется современная японская система шпионажа.»

Система, замечу, продуманная и эффективная, как и всё, к чему прилагают свои умные головы японцы, извлекающие крупицы опыта из всего на свете и бережно сохраняя и, главное, применяя этот опыт на практике.

А ведь именно практика – критерий истины.


Продолжение следует…


Автор: Груздев Михаил.
Mailto: mihail-65@bk.ru
http://www.liveinternet.ru/users/1015041

Уважаемые читатели,

если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.



Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.


Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил