Вы думаете, что маленькое, компактное, лёгкое и…
А вот и нет!
Да нет, скорее это всё-таки меч с длиннейщей ручкой.
И называется это чудо диковинным словом - нагината. В японском языке это слово из двух иероглифов.
Первый иероглиф 長 означает древко, а второй 刀 – изогнутый меч. В дословном переводе «длинный меч» или «меч на древке».
Лезвие нагинаты в длину от 30 до 60 см (в древности длина лезвия достигала 1,5 м!), заточено до бритвенной остроты. Чтобы не порезаться, в походном положении на клинок делали специальные ножны.
Древко нагинаты овальное – как рукоятка меча, кроме того, это древко иногда оплетали так же, как и рукоять меча и даже делали на нём защиту для рук - цуба, которую мы и наблюдаем и на самурайских мечах.
На другой край древка прикрепляется так называемая "ишизуки" - металлический колпачок (часто заостренный), играющий роль противовеса лезвию, а также выполняющий боевую функцию, что позволяло использовать в бою оба конца оружия.
Нежный куст хризантем
Тяжелой ногой растоптал.
Блеск доспехов лишает
Воли слабых духом.
Но остра нагината!
Китаро Тайра
Конечно, нагината не всегда была чисто женским оружием. Попавшая в древнюю Японию из Китая (там подобное оружие называется дадао), изменённая в соответствии с культурными и ремесленными традициями древней Японии, нагината стала универсальным оружием, совмещающим преимущества меча, копья и шеста. Мечеподобный наконечник позволял наносить рубящие и колющие удары, длина – позволяла вести бой на длинной дистанции, средней частью - блокировать удар меча или оттолкнуть противника, а торцом (обратной стороной древка) можно было нанести серьёзные раны даже воину в доспехах. Очень эффективна при борьбе против нескольких противников.
Изначальная мощь нагинаты была такова, что ей начали учить девочек из самурайских семей, которым не положено было носить меч, (а нагинату, я полагаю, можно). Жены и дочери самураев уделяли тренировке с нагинатой столько же времени, сколько их мужья и братья мечу. Понятно, что женский вариант нагинаты был легче и короче. Владеющая навыками нагината-дзюцу (боя с нагинатой), хрупкая женщина в одиночку спокойно справлялась с бандой головорезов, проникших в дом.
Кстати, в эпоху воюющих провинций Сэнгоку (примерно 1400 – 1600 г.г.) женщины с нагинатой были не редкостью и на поле боя. Иногда женщины даже становились во главе домов воинов. Поскольку они изучали стрельбу из лука и приёмы фехтования на нагинатах, позволявшие дать отпор и конному, и пешему противнику, не допуская ближнего боя, в котором женщина не могла справиться с мужчиной. В это время женщины нередко оставались последней защитой замков. Есть сведения, что жёны полководцев водили в бой целые женские отряды, вооружённые нагинатами. А уж женские «добровольные народные дружины», вроде той, что изображена на старинной японской гравюре были распространены повсеместно.
Техника боя нагинатой требует очень хорошо разработанных кистей и запястий для выполнения самых разнообразных рубящих и режущих движений. Нагинатой можно описывать разнообразные круги и восьмерки, держа ее одной рукой и периодически подхватывая другой в различных местах для усиления удара; можно наносить фиксированные мощные удары, сходные по технике с подобными ударами в классическом кэндо. Руки свободно скользят по древку, и нагинатой можно выполнять выпускающие удары, активно перехватывать ее из руки в руку и даже переводить на обратный хват, что делало ее особенно эффективной в ближнем бою. Надо помнить, что нагината тяжелее копья, лезвие ее больше, чем его наконечник, и поэтому в нагината-дзюцу большое внимание уделяется "ха-гаэси" - искусству быстрого вращения и перехватов оружия, позволяющему работать нагинатой с такой же скоростью, с какой работаю копьем.
При этом активно использовался и второй конец, которым выполнялись и тычки, и отбивы, и рубящие удары. Работая вторым концом, легко отвлечь противника, пока он не раскроется, и ему можно будет нанести удар лезвием. Подрубить человеку ноги этим оружием или перерезать горло не представляло особого труда.
Обладая высоким мастерством, человек полутораметрового роста способен охватить пространство площадью до 35 квадратных метров, орудуя нагинатой с полутораметровым древком и метровым наконечником. Нагината часто использовалась пехотой для создания свободных пространств во время битвы, для последующей атаки конницы.
В сражении воин с нагинатой был подобен смерчу. Справиться с ним мог лишь солдат с огнестрельным оружием или… плотный строй копейщиков, вооружённых 4–х или даже 5-метровыми копьями. Поэтому в XVI в., когда на смену воинам-одиночкам пришли тактически правильные групповые сражения, боец с нагинатой уже не мог противостоять стене копейного полчища. Однако, хотя копьё и вытеснило нагинату с полей сражений, она не изчезла, а переместилась её в дома воинов, где нагината хранилась, как фамильная ценность и немаловажная часть приданного девушки из самурайской семьи. Дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного приданого набор алебард. Специальный курс фехтования на нагинатах дочери самурая проходили ещё до наступления совершеннолетия. Требования к девушкам во время тренировок в фехтовании на алебардах были так же жёстки, как и при фехтовании на мечах у мальчиков.
Поми;мо этого, нагината являлась украшением домов высокопоставленных самураев и кортежей правителей, а также декорацией на свадебных церемониях.
Здесь обычай таков.
Не гневайтесь, боги,
Прошу вас.
Пусть наряд не хорош,
Зато нагината остра!
Минамото-но Оми
Японский опыт искусства нагинаты говорит о том, что женщина, занимающаяся с ней, должна быть мягкой, но сильной, самоотверженной, но хладнокровной, а самое главное, терпеливой и выносливой. Тренировки с нагинатой развивают координацию, выносливость и физическую силу, необходимую для поддержания здоровья и выполнения многочисленных обязанностей. Японцы говорят, что женщина "должна иметь твердый характер и сильную красоту". Кроме того, занятия нагинатой воспитывали в женщинах самурайского сословия понимание самурайских традиций, что позволяло ей быть идеальной женой воина. В одном из руководств для учителей нагинаты говорится: "Обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной".
В начале эпохи Эдо (с 1600г. н.э.) произошла канонизация нагината-дзюцу — искусства боя на нагинатах. Любопытно, что большинство школ нагинатадзюцу или давших им начало школ воинских искусств было основано мужчинами, но потом главенство в них перешло к женщинам. Именно тогда поединки и упражнения с нагинатой стали главным образом женским занятием.
После революции Мэйдзи, пережив тяжёлое десятилетие упадка, старое искусство боя на нагинатах постепенно возродилось, а позже стало трансформироваться в современный вид спорта, сутью которого является поединок на бамбуковых алебардах в специальных доспехах и по особым правилам.
Благодаря усилиям энтузиастов (среди которых было гораздо больше энтузиасток) до настоящего время сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и Тода-ха Буко-рю.
Нагината-до, вероятно, является единственным современным спортивным единоборством, в котором женщины составляют подавляющее большинство.
В начале эпохи Шова (1923г.) искусству нагинаты начали обучали в школах, в рамках обязательной программы для девочек. Из различных стилей нагината-до создали специальный стиль "школьной нагинаты", в котором важнейшей составляющей было собственно состязание.
Сегодня Японская Федерация Нагината-до, во многом благодаря усилиям знаменитой фехтовальщицы, Сакакиды Йаеко разработала новый стиль - атараси. После войны нагината стала больше спортом, потеряв прикладное значение как боевое искусство. Упор стал делаться на этикет и дисциплину.
Как и в других японских боевых искусствах, существует два вида соревнований: собственно единоборство, в котором участники набирают очки, нанося удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом - в предписанном порядке выполняется ряд упражнений ката. Длина нагинаты, используемой на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката - из дуба.
Нагината-до стала интернациональным спортом, которым занимаются во многих странах, в частности, в США, Франции, Германии, Австралии, Нидерландах и т.д. Всеяпонская Федерация Нагинаты была создана в 1955 году, а первый турнир был проведен годом позже. С тех пор эти турниры проводятся ежегодно. В них представлены два вида соревнований - ката (упражнения, выполняемые в одиночку и вдвоем) и реальные поединки. Именно с этого времени, японки постепенно утратили первенство в этом виде спортивного единоборства.
В 1990 году была образована Международная Федерация Нагинаты. Нынешняя цель занятий нагинатой, проводимых в рамках данной федерации, такова:
духовная дисциплина;
физическое воспитание;
спортивная состязательность;
атлетическая подготовка.
С тех пор было проведено три мировых чемпионата - в Токио (1995), Париже (1999) и в Сан-Хосе, Калифорния, США (2003). Медалистками чемпионата 2003 года стали: Яна Сукупова из Чехии (золото), Катерина Парисис из Франции (серебро) и Анник Хенротте из Бельгии (бронза).
Кроме этого, даже в наше, относительно безопасное время, тысячи очаровательных созданий посвящают свободное время нагината-дзюцу. Этот вид активного отдыха, как никакой другой, развивает у «слабого пола» все качества неустрашимого бойца, которые так важны в нашей современной жизни, полной неожиданностей, стрессов и неопределённости в будущем.
Милые женщины, девушки, девочки...
А может, вы тоже… попробуете?
Автор: Груздев Михаил.
Mailto: mihail-65@bk.ru
http://http://rich-smeet.blogspot.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий