«Воинская доблесть, как цветок хризантемы, в почёте всегда.»
Японская пословица.
История любой страны уходит корнями в глубокую древность. И, наверное, нет ничего странного, что история любого государства – это прежде всего … история войн. Нашествия врагов, внутренние распри, да и просто желание отобрать у ближнего, а не купить у человечества неистребимо.
Япония не исключение. Только, вот повезло японцам, видимо, больше, чем другим народам. Моря, цунами и тайфуны делали Японские острова практически неприступными для внешних завоевателей. Следовательно, и японцам провести масштабную интервенцию, такую, как вёли древние греки, римляне или татаро-монголы провести было затруднительно.
Однако, человек (homo sapiens) везде одинаков и отнять добро у ближнего силой оружия присуще всем народам, без исключения. Оно и понятно, «у кого сила – у того и власть». А у кого власть – тому и жизнь всласть…
Японцы считают, что богиня солнца, Аматэрасу, считающаяся родоначальницей японской императорской династии и всего японского народа, послала своего внука Ниниги-но-Микото с неба царствовать на Земле. Посылая его, Аматэрасу вручила ему три предмета, три священных сокровища, чтобы никто не сомневался в его божественном происхождении: зеркало, меч и сияющая изнутри изогнутая яшма.
Эти предметы, и сейчас являются символами императорской власти в Японии. Самый древний меч хранится сегодня в храме г. Ацупа, плотно запечатанным в специальный ларец.
Так это или не так, не знает никто. Первая японская летопись, которая дошла до нас называется «Кодзики» (Записки о делах древности) и датируется 712 г. н. э. Всё, что на Островах происходило до этого времени, основывается лишь на данных, полученных в результате археалогических раскопок.
Однако, китайские купцы, торговавшие с Островами, начиная с III в до н.э. оставили достаточно много рисунков японских воинов.
Согласно китайским гравюрам того времени, стандартное вооружение пехотинца до V в. н.э. состояло из прямого одноручного меча и бамбукового, обтянутого кожей щита.
Однако, уже из гравюр в «Кодзики» (VII в. Н.э.) мы видим воинов, решающих свои проблемы… длинными прямыми обоюдоострыми двуручными мечами, с круглыми маленькими гардами. Именно такая гарда – цуба не встречается больше нигде в мире. Позже она стала фактическим стандартом для более поздних японских мечей – тати, катана, вакидзаси и танто.
На ранних этапах истории Японии меч воина цуруги был двуручным и тяжелым и часто носился за спиной, прикрепляясь наискось. Именно так носят меч шпионы-нинзя в современных голливудских боевиках.
Сегодня термином «цуруги» обозначают древние прямые мечи, а термином «кэн», просто любой прямой меч, в отличие от «то» - изогнутого меча. Правда, нет правил без исключения – деревянный меч, будь он хоть прямым, хоть прямым, хоть изогнутым, называется «бокэн».
А как же тот узкий, изогнутый, хищный клинок с узкой гардой и переплетённой тесьмой длинной рукояткой, образ которого и возникает у нас при словосочетании «японский меч» и называемый собирательным термином «нихон-то»? Праобраз этого меча возник, вероятно, в период Нара (710-794 гг. н.э.) или Хейан (794-185 гг. н.э.).
Итак, в III-V веках на Острова стали, хотя и в ограниченном количестве поступать корейские изогнутые мечи, ничем, кроме своей «изогнутости» не напоминавшие традиционную японскую катану. Эти мечи были настолько дорогими, что использовались не как оружие, а как дорогие подарки. Но, японцы не были бы японцами, если бы уже в скором времени не наладили бы почти поточное производство прекрасных мечей, названных в последствии «тати». С тех пор длиннющий тати стал неотъемлимым атрибутом полководцев, придворной знати и просто вельмож местного значения. Катана, которая значительно короче тати была тогда атрибутом пешего воина, а дай-сё (пара из короткого и длинного мечей) была только у признанных кудесников меча. В те времена, до XII века н. э. не меч, а копьё и лук считались главным оружием на поле боя. Кроме пешего воинов, катану таскали все, кому не лень, даже разбойники, торговцы и ремесленники. Да и вельможи носили катану просто, как часть повседневной одежды, не выходя без неё из дома.
Но именно тогда, после VII в. н.э., когда японские мечи из невероятно плотного, многослойного булата обрели такое высокое качество, что их начали вывозить на континент, в Китай и Корею, и начал складываться целый класс профессиональных воинов, позже названных «самураями».
Продолжение следует…
Автор: Груздев Михаил.
Mailto: mihail-65@bk.ru
http://www.liveinternet.ru/users/1015041
Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего
пятница, ноября 16, 2007
Японский меч. Каков он был до самураев? Часть 1 из 3.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Уважаемые читатели,
если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.
Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.
Оставьте комментарии и пишите мне лично.
Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru
С уважением к вашему терпению и любознательности,
Груздев Михаил
если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.
Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.
Оставьте комментарии и пишите мне лично.
Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru
С уважением к вашему терпению и любознательности,
Груздев Михаил
1 комментарий:
деревянный меч, будь он хоть прямым, хоть прямым, хоть изогнутым, называется «бокэн».Не совсем так.
1. БОККЭН с двумя "к". В России многие занимающиеся БИ полагают, что слово "бокен" это "бо" - дерево и "кен" - меч. Отсюда такая неверная транскрипция. На самом деле там "БОКУ" - дерево и "КЭН" - меч, а при слиянии "У" теряется.
2. Есть ещё название "БОКУТО", что должно бы указывать на изогнутый деревянный меч. Но эти два термина либо смешиваются либо делятся по наличию (боккэн) или отсутствию (бокуто) гарды. Вариант деления по изогнутости тоже встречается, тогда прямой (мужской) деревянный меч будет называться "боккэн", а изогнутый более лёгкий (женский) - бокуто.
Van
Отправить комментарий