«Меч не только помощник в бою, главное – он помощник в Пути.»
Ямамото Цунэмото. «Хагакурэ» - канонический сборник правил буси-до.
Окончание. Начало читайте здесь, продолжение здесь.
Что может принести мечу буржуазная революция? Ничего? Так было бы в любой стране, кроме Японии.
Период, начавшийся с реставрации Мэйдзи — возвращения всей полноты государственной власти императору после многовекового господства сёгуната и последовавший за этим промышленный рывок вывел страну из феодальной отсталости в группу мощнейших империалистических держав мира.
А какое главное занятие мощных империалистических держав? Вспоминаем классиков…. Правильно. Передел глобальных рынков. С помощью войны, конечно!
И вот меч поднят из руин, как символ боевого духа японской нации, её богоизбранности и права вершить судьбы других стран.
Япония провозгласила себя «защитником желтых народов от тирании белых рас». И тут же начала дипломатию навязывания кабальных договоров на континенте, сначала Корее (1876 г.), затем Китаю (апрель 1885 г.), далее, с 1895 г. везде. Это потребовало новых налогов, перестройки экономики на военный лад и массовой мобилизации. А кто захочет идти на смерть за просто так?
«А причем же здесь меч?» - спросите Вы. А именно меч вручался каждому командиру, начиная с сержанта! Именно вынув меч, присягали императору. Представьте себе сержанта, вышедшего из крестьянского сословия, которому вручают меч, как потомственному самураю! Теперь и умереть за императора не страшно!!!
Именно тогда возродились старые школы и даже найдены новые приёмы ковки длинных клинков. Именно длинных так, как потребовалось большое количество высококачественных парадных мечей. Именно тогда (1850-1880 гг.) творил признанный кудесник молота и наковальни, а по совместительству и исследователь технологии ковки старинных клинков Суйсинси Масахидэ. А для военных действий промышленность начала штамповать военные уставные мечи (гун-то) сотнями тысяч.
Так было до 1945г. После капитуляции Японии огромное количество мечей ( по некоторым источникам примерно 300 000) было вывезено в США, а оккупационные власти всеми силами пытались вытравить «дух Ямато» из душ послевоенных японцев. Сколько денег и сил было потрачено, но…
Всё впустую…
Начиная с середины шестидесятых японский меч начал победоносное шествие по миру, чему немало способствовал голливудский кинематограф.
Кобудо, кендо, иай-до – для миллионов людей во всём мире это не просто слова, а образ жизни, состояние сознания. Когда в руках боевой меч (пусть даже его бамбуковый или деревянный аналог), бренность бытия отходит на второй план и в тебе просыпается Воин. Не охотник, не спортсмен, а именно Воин, с большой буквы. Именно спрос породил предложение и сегодня рынок товаров и услуг, связанных с японским мечом, исчисляется цифрой в несколько миллиардов долларов.
Современный японский меч, если конечно это не сувенирная игрушка, изготовляется не менее трёх месяцев по старинным технологиям. Стоимость традиционного, с соблюдением всех правил выкованного клинка начинается с 5000 долларов, а изделия таких признанных мастеров, как Миягути Цунэтоси - с 50 000 долларов. Даже деревянные мечи-бокены знаменитых мастеров не продаются менее 10 000 (десяти тысяч долларов за красивую деревяшку)! При национальном музее в Токио существует самая крупная ассоциация живущих и творящих поныне оружейников, а общества и ассоциации поменьше распространены по всей Японии. Именно они и сберегают тот опыт, что бережно передали им предки. Вот бы и нам так!
Все японские мечи, откованные за более чем тысячу лет делятся всего на несколько больших групп, главным элементом в которых – год выпуска:
Дзёко-то – «древние мечи» до 795г.
Ко-то – «старые» мечи, выпущенные в периов с 795г. до 1596 г.
Сан-то – «новые» мечи 1596-1790 гг.
Син-сан-то - «новейшие мечи» 1790-1876гг.
Гэндай-то – собирательный термин всех мечей выпущенных с 1876 г. до наших дней. Сюда же входят уставные мечи японской императорской армии, изготовленные промышленным способом и называемые гун-то.
Кроме того, мечи современных мастеров называют ещё синсяку-то – «современные мечи».
Скажите, много ли Вы знаете предметов, прошедших столь долгий исторический путь и не потерявших свою культурную и практическую ценность и в наши дни. Лично я знаю только три – колесо, деньги и японский меч!
Автор: Груздев Михаил.
Mailto: mihail-65@bk.ru
http://war-art-smeet.blogspot.com
PS Всем, кто имеет свою точку зрения на эту тему, просьба писать в комментах или на мейл.
Груздев Михаил
Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего
суббота, ноября 17, 2007
Японский меч. Каков он теперь, после самураев? Часть 3 из 3.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Уважаемые читатели,
если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.
Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.
Оставьте комментарии и пишите мне лично.
Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru
С уважением к вашему терпению и любознательности,
Груздев Михаил
если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.
Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.
Оставьте комментарии и пишите мне лично.
Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru
С уважением к вашему терпению и любознательности,
Груздев Михаил
2 комментария:
Сан-то – «новые» мечи 1596-1790 гг.
Син-сан-то - «новейшие мечи» 1790-1876гг.
В обоих случаях вместо сан должно быть "СИН", новый.
синсяку-то
Интересен источник этого слова. Затрудняюсь определить его этимологию, не доводилось ещё такого встречать в японских источниках.
синсяку-то - это название я нашёл в статьях о современных японских оружейниках.
Название
Сан-то – «новые» мечи 1596-1790 гг.
Син-сан-то - «новейшие мечи» 1790-1876гг.
Взяты из книги.
В Хорев. "Японский меч, десять веков совершенства."
Груздев Михаил.
Отправить комментарий