Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего

суббота, июня 14, 2008

Какое оружие использовали мастера окинавского каратэ? Часть 2. Сельхозинвентарь.

По дошедшим до нас легендам, мастера окинавского карате могли рукой пробить самурайский панцирь, расколоть самурайский шлем, убить лошадь ударом в бок… Использование в окинавском каратэ рук и ног в качестве смертоносного оружия можно прочесть здесь.

Однако, легенды – легендами, а руки и ноги против вооруженного мечом, закованного в доспехи хорошо обученного воина все-таки… малоэффективны. Вопреки устоявшимся мнениям, мастера окинава-тэ использовали множество подручных предметов в качестве оружия. Мало-помалу были выбраны самые эффективные техники, которые были описаны в трактатах и канонизированы (формализованы).

Вот какое оружие, традиционно описывают трактаты по окинавскому рукопашному бою. Например, в самом известном трактате "Буси Мацумура-но каратэ макимоно" ("Свиток по каратэ буси Мацумура"). Это свиток, написанный мастером тэ Мацумурой Соконом (1796-1893), описываются следующие виды оружия, традиционно применяемые на протяжении нескольких веков на Окинаве.



1. Крепкая палка, шест. Длинная палка на востоке – прежде всего оружие и лишь потом… палка, на которую опирается путник. Самое надежное оружие крестьян, путников, бедного городского люда. В руках мастера посох из крепкого дерева легко ломает руки и ноги, протыкает грудную клетку. Неудивительно, ведь сила удара раскрученного до огромной скорости палки превышает две тонны! Классические китайские комплексы работы с посохом включают себя тысячи разнообразных движений - вращательных, тычковых, блокирующих… Хотя техника владения бо была чрезвычайно разнообразной и включала многие сотни приемов, собранных в десятках формальных упражнений,прежде всего она строилась на координации с ударами рук и ног. Важную роль играли также прыжки, позволяющие избежать удара по ногам и атаковать в неожиданном ракурсе. Многие из этих движений и составили основу окинавской боевой техники работы с шестом, которая мало отличается от техники бо-дзюцу классических самурайских школ.
2. Нунтяку – две палки крепкого дерева, связанные веревкой или цепочкой. На сегодняшний день, это, наверное, самое известное традиционное окинавское оружие. В руках мастера сила удара концом этих палочек-вырубалочек достигала полутора тонн. Обычно использовалось парно – одной блокировалось оружие, а другой наносился завершающий удар. Об этом экзотическом оружии Вы можете узнать здесь.
3. Тонфа – рычаг для вращения мельничных жерновов. Классическая тонфа представляет собой палку с перпендикулярной рукояткой. Изготовлялась из крепкого дерева. Мастера тэ держали тонфа за рукоять, коротким концом вперед. При этом, за кулак выходило ещё 10-15 см. крепкого дерева, являющимся как бы продолжением руки. Тонфа наносились тычковые и вращательные удары наотмашь, а так же блокировались удары мечом или другим оружием. Оружие это доказало свою эффективность настолько, что во многих странах полицейские дубинки изготовляют с поперечной рукоятью, а основы тонфа-дэюцу изучают в полицейских академиях. Об этом оружии Вы можете узнать здесь.
4. Крестьянский серп – кама. Использовался как рубящее, так и метательное оружие. Этим оружием, правда, несколько видоизмененным под конкретные боевые задачи пользовались как самураи, так и японские шпионы-ниндзя. Подробнее о его использовании можно прочесть здесь.
5. Наиболее оригинальным, причем нигде, кроме Окинавы больше не встречающимся оружием окинавских мастеров каратэ был сай - цельнометаллический трезубец с двумя боковыми «отростками». Длина этого колющего предмета была 40-55 см, вес – примерно килограмм. Классические трактаты по Окинава-тэ описывают несколько десятков ката – канонических комплексов движений с этим интересным оружием. Обычно мастер выходил драться с тремя сай – первый метался в противника, двумя другими противник добивался.
6. Цепи разной длины с грузиками на конце – сурутин. Каменный или металлический груз на конце позволял даже на расстоянии несколько метров нанести удар по противнику и тут же притягивался обратно. Так же цепь позволяла наносить удары с помощью вращения по типу кистеня и опутывать конечности. Техника работы с сурутин напоминает технику работы с нунтяку – принцип совершенно тот же. Изготовлялись так же цепи с короткими круглыми металлическими ручками. Зажав обе ручки в одной руке, мастер мог драться цепью как бичом, нанося дополнительные удары не грузом, а самой цепью.
7. Отдельные мастера тэ использовали так же маленькие кожаные щиты (то-хай), в сочетании с лопаточками для ворошения риса (хэра). Этот вид единоборства, даже получил отдельное название - тимбэй. Однако, эти приёмы не были канонизированы и исчезли, замененные более эффективными.
8. Использовались в качестве метательного оружия метательные металлические звёздочки – сюрикены и даже… подобранные на дороге камни!

Всё, что могло принести победу шло в ход!

Этим и отличается древний рукопашный бой от современного спортивного спарринга, где есть определенные правила, за нарушение которых строго наказывают. Может быть потому многие люди, занимающиеся боевыми искусствами, но привыкшие к спортивным соревнованиям, оказываются беспомощны в реальной уличной драке с бандой отморозков. Опыта не хватает.

А может… духа тех, старых мастеров?

Вот об этом–то эфимерном духе, приносящим реальную победу и будет рассказано в третьей части.

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://war-art-smeet.blogspot.com/

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге (с сохранением авторского блока) или поделиться ссылкой на эту статью.

Комментариев нет:

Уважаемые читатели,

если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.



Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.


Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил