Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего

понедельник, июня 16, 2008

Какое оружие использовали мастера окинавского каратэ? Часть 3. Боевой дух.

«Когда Небо хочет возложить важную миссию на человека, оно сначала ожесточает его сердце, заставляя до предела напрягать мышцы, кости и сухожилия, страдать от голода, повергать в нужду и нищету, обрекает на неудачи все его начинания. Но, тем самым оно укрепляет волю человека, закаляет его как сталь и делает его способным к выполнению того, что при иных, более благоприятных обстоятельствах он был бы не способен выполнить.»
Мэн-цзы, древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция. III в. до н.э.

Стержень философии каратэ заключается в преодолении своих, человеческих, слабостей. Ежедневные тренировки воспитывают терпение, закаляют характер, приучают терпеть боль, преодолевать усталость. Это позволяет справиться практически с любой трудностью в жизни, закаляет характер, делая человека «несгибаемым перед любыми невзгодами». Но и с другой стороны, окинавские бойцы тэ (рукопашного боя) были обычными жителями, крестьянами, ремесленниками. И им было строжайше, вплоть до исключения из общины (что в те времена означало практически верную смерть), демонстрировать своё умение всуе! Ведь обучали каратэ тайно, под страхом смертной казни!

Краткую историю возникновения этого вида единоборства Вы можете прочесть здесь, Использование подручных предметов мастерами окинавского каратэ описано здесь.

Основываясь на многовековом опыте обучения, окинавские мастера вывели восемь (магическое число на Востоке) канонических правил формирования духа «универсального бойца». Расположены они в процессе убывания значимости.

1. «Дух един с Небом и Землей.» Главное для мастера – не техника, а Дух - внутренне состояние, вера в свою правоту. Однако, прежде чем пойти путем Неба надо пройтись по пути Земли – научиться элементарному, базовой технике. Так, прежде чем стать гениальным художником, надо научиться держать в руках кисть и научиться рисовать шарики и вазы. Дальше – больше под наблюдением мастера. И лишь затем идти по пути Неба – творить.
2. «Дыхание, кровообращение и обмен других веществ в теле осуществляется по принципу солнца и луны.» Именно правильное дыхание позволяет правильно концентрировать вселенскую энергию «ки», которая и позволяет голыми руками пробивать самурайский доспех, пробивать прочные доски и разбивать кучи кирпичей. Умение мгновенно успокаиваться и сосредотачиваться на главном тоже во многом зависит от правильного дыхания.
3. «Путь (До) заключает в себе твердость и мягкость одновременно. Во время урагана крепкий дуб сопротивляется и ломается, ива же изгибается и выживает.» Бойцу нельзя закрепощаться, необходимо расслабиться и быть готовым к атаке с любого направления. Для успеха каждый прием должен сочетать взрывную силу и четкость удара и умение уйти от удара противника, сохраняя при этом внутреннее спокойствие.
4. «Действовать следует в соответствии с самым экономичным (следовательно, самым эффективным для бойца) ритмом, навязывая его и противнику.» Именно для этого и традиционные ката изучались под бой барабанов, задававших ритм. В процессе постижения базовых движений ритм все более убыстрялся и последовательность движений сливалась в одно эффективное действие.
5. «Мастерство приходит само в процессе постижения Пути.» Нет предела совершенству. Мастерство повышается само в процессе постоянных занятий.
6. «Правильно сумей оценить противника еще до начала схватки.» Без комментариев.
7. «Глаза не упускают ни малейшего изменения обстановки.» Без комментариев.
8. «Уши слушают звуки со всех сторон.» Без комментариев.

Воспитанный в этой системе мировоззрения человек начинает чувствовать мир по другому, не так, как обычные, «нормальные» люди. Особенно во время опасности. Реальной или воображаемой. Он должен «видеть» реальных или воображаемых противников, точно оценить их и адекватно реагировать на их действия. Эти внимание и сосредоточенность как выражения боевого духа японцы называют "дзансин". На практике "дзансин" означает, что исполнитель не должен задерживаться ни на одно мгновение, переходя от одной техники к другой и не пропуская ни одного возможного удара, двигаясь уверенно, в правильной стойке и постоянно сохраняя концентрацию - внешнюю (степень напряжения мышц) и внутреннюю (взгляд, сосредоточенность, спокойствие).

Те времена прошли… Но и сегодня, многие люди, начиная заниматься каратэ для «крутости» или желая просто научиться навыкам самообороны, продолжают заниматься всю жизнь просто потому, что каратэ…. существенно облегчает им жизнь. Тот самый мифический Дух, что и делает человека неуязвимым перед лицом опасностей, страхов, стрессов.

«... каратэ — наиболее Дзен-подобное из всех Боевых Искусств. Оно отказалось от меча. То есть, это превзошло идею о победе и поражении, для того, чтобы идти по своему пути, думая о других людях и живя ради них, подобно жизни Бога. Его значения, поэтому, достигают глубочайших уровней человеческой мысли. В течение долгого времени я подчёркивал, что каратэ — это и есть Будо, и если Будо отделить от каратэ, то останется не больше чем спортивное каратэ, каратэ для показа или даже мода каратэ — спорт, идея которого — просто быть фешенебельным. каратэ, которое отвергло Будо, не имеет никакой основы. Это ничто кроме как варварский метод борьбы или способствующий инструмент для собственной выгоды. Независимо от того, насколько популярным это становится — это бессмысленно.» Мусатацу Ояма. Основатель стиля каратэ – Кекусинкай. Источник: Википедия.

Это и понятно. Такой жесткий единоборства (в Кекусинкай каратэ схватки идут до полного поражения одного из противников) не терпит нытиков, слабаков. Регулярно получая «по тыкве» человек очень быстро учится давать сдачи. Или уходит… В боевом искусстве нет ни бедных, ни богатых, ни простолюдинов, ни господ. Все равны. Все - бойцы. И в период жизненных трудностей они делают то, что и привыкли делать всегда - дерутся. До полной победы!

И закончить я хочу теми же словами, что и начинал этот цикл статей.

«Время даром не трать,
молод ты или стар.
Ударом учись
отвечать на удар!»

Из трактата XVIII в. по окинава-тэ,
( окинавскому рукопашному бою, предку современного каратэ).

Начать, кстати, никогда не поздно!

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://war-art-smeet.blogspot.com/

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге (с сохранением авторского блока) или поделиться ссылкой на эту статью.

Комментариев нет:

Уважаемые читатели,

если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.



Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.


Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил