Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего

воскресенье, июня 01, 2008

Как палочки-молотилки выросли в очень эффективное оружие? Часть 2. Техника боя.

Нунтяку-дзюцу - японская боевая дисциплина, более близкая к боевому искусству, поскольку ни одной канонической школы в древней Японии не существовало. В рамках этой дисциплины изучается применение нунтяку для защиты от различных видов нападения - с оружием или без оружия, умение использовать нунтяку не только для нанесения ударов, но и для проведения блоков, болевых захватов, бросков и обезоруживания.

Первая часть – история возникновения нунтяку расположена здесь.

Основа техники боя с нунтяку – вращение по траектории «восьмёрки» в различных плоскостях, а также блоки сложенными палочками и захваты конечностей. Если используется пара вращающихся нунтяку , они практически создают вокруг человека непробиваемое кулаками или ногами «защитное поле». Если нунтяку используется в единственном числе, то свободная рука используется для блоков и ударов.

Современные ката (показательные комплексы упражнений) обычно используют одну нунтяку с перехватом под мышками или из руки в руку во время вращения.

Огромное значение в этих упражнениях придаётся нужной скорости вращения одной из половинок нунтяку.
Если она будет низкой, конец нунтяку, не набравший нужной энергии для «долёта» больно ударит по руке при перехвате.
Если скорость будет слишком высока – можно просто не успеть перехватить другой конец и тогда тяжелая травма обеспечена практически на 100%.

Старые мастера, согласно трактатам по Окинава-тэ, после приобретения некоторого навыка рекомендовали доводить до совершенства технику вращения нунтяку «на слух», с закрытыми глазами, прислушиваясь только к гулу рассекаемого палочками воздуха. Он должен быть ровным и низким. Низкий гул – показатель низкой скорости вращения, которую можно многократно ускорить во время нанесения удара. Ровный, значит скорость вращения «половинок», крутящихся в воздухе, постоянна.

Поскольку искусство боя с нунтяку – нунтяку-дзюцу неразрывно развивалось с окинавским каратэ, в упражнениях с нунтяку используются те же стойки, движения и блокировки, что и в каноническом каратэ.



Ещё одно замечание, вернее повторение сказанного! Нунтяку не является идеальным оружием для того, чтобы подставлять его под удар. Все защитные приёмы в технике нунтяку-дзюцу, следует сочетать с одновременными уходами из под удара противника, скольжениями и сменой уровня центра тяжести. Необходимо как можно меньше сопротивляться силе противника, постоянно уходя из-под ударов. И традиционная техника нунтяку-дзюцу демонстрирует этот принцип в полной мере. В нунтяку-дзюцу фактически не может быть жёстких подставок под удар ножом, копьём или мечом. Они просто нереальны. Скользящий отвод оружия, уходы с линии атаки, повороты и «входы» – главный ключ к постижению техники этого вида оружия. Смысл техники нунтяку-дзюцу точно такой же, как и в других видах оружия, использующих эффект вращения, и заключается в способности увеличивать за счет этого эффекта силу удара. Однако, для раскрутки нунтяку требуется время, а его реальном бою обычно нет совсем! Поэтому, опытными бойцами используется ежё одна очень интересная особенность нунтяку - способность свободной части цепа наносить удар в плоскости, не совпадающей с плоскостью движения руки. Или удар кулаком с зажатой палкой и «добиванием» свободной половинкой нунтяку при отводе руки назад (или в сторону) после удара. Такой сюрприз может дорого обойтись человеку, недооценивающему коварства этого оружия.

Во время реальной схватки нунтяку может использоваться в одиночном или парном варианте. В любом случае, до момента нанесения удара, они используются как обыкновенные палки. Это, кстати, тоже весьма действенное оружие. Причина состоит в том, что при всех своих явных плюсах, вращение цепа имеет не менее явные минусы. Так, к примеру, если противник разгадал траекторию движения нунтяку, то изменить ее до момента окончания сложно, почти невозможно. К тому же, если во время вращения в цепочку или веревку, соединяющую две части этого оружия попадет какой-либо посторонний предмет, то это изменит траекторию свободного конца цепа и, скорее всего, приведёт к удару по его же владельцу. Для того, чтобы проделать подобный фокус, хорошему бойцу не нужно даже оружие. Достаточно только подставить руку в нужное время в нужное место.

И еще, гибкая конструкция нунтяку позволяет проводит очень эффективные, болевые (до парализации) захваты. Техника освоения их гораздо сложнее техники «кручения», но, повторюсь, в реальном бою это эффективнейший приём! Если Вы смогли «оплести» оружие противника вместе с его рукой, то можно считать, что вы добились максимума из возможного: сближая рукоятки нунтяку, вы не просто продолжаете сохранять контроль над оружием, но и осуществляете болезненное давление на руку противника, сравнимое с зажиманием руки в тиски. Уже этим можно вынудить противника сдаться. Но можно и продолжить – выйти в сторону бока противника и провести дополнительный болевой приём на локоть «схваченной» руки. Важно лишь придерживать нунтяку, не отпуская захвата и сближаться настолько, чтобы быть уверенным, что сможете удержать равновесие в плотной борьбе. Если противников несколько, Вы можете, вращая зажатого за руку противника, использовать его в качестве «живого щита».



Тем не менее, именно с основами – простейшими, базовыми способами защиты и атаки, обычно и не знакомы многие любители «нунчаков», научившиеся только красиво и устрашающе «крутить восьмерки».

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://war-art-smeet.blogspot.com/

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге (с сохранением авторского блока) или поделиться ссылкой на эту статью.

Комментариев нет:

Уважаемые читатели,

если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.



Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.


Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил