Об оружии, как наших (да и не наших) предков, так и современного и, наверное, оружие будущего

суббота, мая 31, 2008

Как палочки-молотилки выросли в очень эффективное оружие? Часть 1. История.



Нунтяку.

Оружие это – две палочки, соединенные крепким шнуром или цепочкой известно с глубокой древности. Особенности его применения описываются ещё в древнекитайских трактатах, возраст которых даже точно не определен.

Однако, почему-то весь мир считает, что палочки эти – оружие тех, чье боевое искусство называется… «пустая рука».

Парадокс?
А вот и нет!

Давайте проследим историю этого уникального многофункционального оружия боя на короткой и очень короткой дистанции.

Две палочки на веревке как уже сказано выше, известны в Китае несколько тысяч лет, с тех времен, как в Поднебесной начали культивировать рис. Эти палочки изначально и использовались для молотьбы колосьев риса.

Однако, извращенная человеческая фантазия превращать всё, что угодно в инструмент уничтожения себе подобных, превратила обычное обычную молотилку в оружие. Но что могут сделать две короткие палочки против воина, вооруженного луком, длинным копьем, мечом и закованным в доспехи? Практически ничего! И переместилась техника боя с молотилкой (цепом) в буддийские монастыри наряду с другими, «отмершими» видами оружия в качестве дополнительных упражнений, ведь основным оружием странствующего буддийского монаха был посох (шест).

Так откуда же пришло в наше время это прекрасное, хотя и неприметное с виду, многофункциональное оружие ближнего боя, популярность которого превосходит даже знаменитый японский меч. Откуда и как оно пришло в нашу современную жизнь?

С Окинавы, вестимо, ответит каждый, кто хоть немного знаком с этим оружием.

А вот почему именно на Окинаве это оружие так «вошло в моду»? Почему именно на Окинаве были возрождены древние китайские приёмы боя с короткими палочками на веревке, называемые нунтяку. И не только возрождены, но и творчески доработаны и ещё несколько веков проверялись «в деле».

Обратимся к истории Окинавы.

Архипелаг Рюку, самым большим островом является Окинава, не всегда был частью Японии. Архипелаг этот, стоявший на пересечении торговых путей из Японии в южный Китай был то самостоятельным, то китайским, то… В общем не было жителям его покоя!

До XV века Окинава была для Японии вроде Вольного Дона для крепостной Руси. Именно туда стекались самураи разбитых самурайских кланов, не желавшие служить новым господам. Именно там селились китайские торговцы, которым по закону не разрешалось жить в «материковой» Японии. Именно на Окинаве со временем образовалась довольно большая китайская диаспора, в которой, были и мастера китайских боевых искусств. Кроме того, три крупных города острова Наха, Сюри и Томари постоянно воевали между собой, постоянно обучая солдат и переманивая наемников у противника.
Конец этой междоусобной войне положил в 1429 г. король Сё Ха-си, объединивший все три области Окинавы и постоянно боявшийся потерять власть. Именно он сначала запретил населению Окинавы носить оружие, а затем обложил их жестокими поборами.
Уже тогда, в XV веке крестьяне, ремесленники и торговцы начали объединяться в тайные общества самообороны, а искусство китайских мастеров боевых искусств пришлось как нельзя кстати. Именно в первом своём написании слово «каратэ» писалось двумя иероглифами «кара» - Китай, «тэ» - рука в значении «рукопашный бой». То есть данный вид единоборств назывался «китайская рука». И, кстати, мастера каратэ в те времена применяли очень приличный арсенал подручных, средств, чаще всего сельскохозяйственных инструментов. Только потом, уже в милитаристской Японии, точнее в 1927 г., Фунакоси Гитина заменил «непатриотический» иероглиф «Китай» на другой, «пустота». Произношение осталось тоже – «каратэ», но означать этот термин стал «пустая рука».

Однако, это было ещё очень свободное время…

В начале XVII века король архипелага Рюку отказался поддержать объединителя Японии Токугаву. И грозный сёгун этого не простил. После объединения «материковой» Японии отряд из трёх тысяч отборных воинов высадился на Окинаве в 1606 году. Быстро перестреляв из мушкетов «местных», недовольных новой властью, японцы установили на островах Рюку такой террор, что время правления короля называли не иначе, как «старые добрые времена».

У населения было изъято абсолютно всё железное оружие. Мечи, кинжалы и даже железные кухонные ножи ушли в прошлое. На деревню выдавался один большой железный нож для забоя скота под ответственность старосты деревни. Если этот нож пропадал, староста расставался с жизнью. Если нож не использовался, он находился под охраной часового. В деревнях были закрыты все кузницы, а кузнецов перевезли в крупные города. Даже буддийским монахам запрещалось ходить с посохом длиннее определенного размера. Немногочисленные, но прекрасно вооруженные и экипированные отряды конных самураев сопровождали сборщиков податей, попутно проводя обыски в крестьянских общинах.

Вот именно и тогда начало бурно, взрывообразно развиваться окинавское боевое искусство, больше известное сейчас в мире как японское каратэ. И короткие палочки-молотилки вновь возродились в качестве холодного оружия. Именно нунтяку оказалось идеальным оружием против самураев, вооруженных мечами на узких деревенских улочках или в крестьянских хижинах. Подставленная под меч двойная палка довольно эффективно парировала удар меча. А ведь нунтяку обычно применялись парно и другой рукой наносился сокрушительный удар. Даже воин в самурайских кожаных доспехах, не отбивщий удар нунтяку получал тяжелейшую травму. Неудивительно, ведь сила удара такой «палочки» в руках мастера превышает полторы тонны! А гибкая конструкция позволяет проводить не только блокировки и удары, но и захваты, и удушение.



Освоение нунтяку считалось обязательным для мастера каратэ тех времен, поскольку другого оружия боя, кроме рук и ног у него просто не было. Хотя и канонические трактаты по Окинава-тэ (окинавскому рукопашному бою) и содержат десятки канонических ката с металлическим трезубцем сай или посохом бо, в реальной жизни именно нунтяку были для простых окинавцев «оружием повседневного ношения». Ведь короткие палочки можно просто засунуть за пояс или бросить за пазуху.

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://war-art-smeet.blogspot.com/

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге (с сохранением авторского блока) или поделиться ссылкой на эту статью.

Комментариев нет:

Уважаемые читатели,

если уж вы дошли до сюда, признайтесь, откуда пришли и каких материалов ждете.



Всё-таки очень хочется обратной связи с читателями.


Оставьте комментарии и пишите мне лично.

Адрес: smeet007 (сабака) bk.ru

С уважением к вашему терпению и любознательности,

Груздев Михаил